Плохая память и рассеянность внимания: что делать? Лечение

Внимание у детей с нарушением зрения

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Имея незначительные проблемы со зрением, можно развивать внимание и не считать себя отсталым. При полной потере или частичной видимости изучение предметов становится затруднительным. Восприятие у таких ребят становится замедленным.

Техники нетрадиционного рисования во 2 младшей группе ДОУ

Родители должны помочь развивать обоняние, слух, вкус. Малыш должен концентрироваться на других свойствах предмета, правильно распределять внимание. Развитие связано с формированием эмоциональных качеств и воли ребенка. Нарушения зрения могут повлечь за собой более позднее развитие внимания.

Плохая память и рассеянность внимания: что делать? Лечение

Для коррекции зрения малышу нужны очки

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание» или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания — миф или реальность?

В этой статье я не собираюсь опровергать мнение противников постановки диагноза дефицита внимания, а также не буду доказывать концепции его сторонников, так как для участия в академических спорах у меня нет никаких компетенций. Да мне это и не нужно. Потому что, в рамках рассматриваемого мной вопроса, совсем не важно существует ли такой феномен в виде заболевания или это просто какие-то черты характера.

Бесспорно то, что есть некие психические черты или свойства личности, или симптомы расстройства, или все это вместе, что в совокупности принято, в определенных кругах, называть дефицитом внимания. И невозможно отрицать, что многие люди испытывают проблемы с концентрацией внимания, суетливы, не могут усидеть на месте, постоянно теребят что-то в руках, не получается долго стоять в очереди. Это факт, а уж как этот факт называть и является ли он заболеванием или чем-то другим не такое большое дело, для решения частной проблемы.

Фактом также является то, что вышеназванные черты могут привести к большим личностным проблемам и всячески тормозят развитие личности. Как правило, все это начинает проявляться в детстве и, затем, может перейти во взрослую жизнь, как, например, было у меня. Этот своеобразный недуг пополняет список моих прошлых психологических «болячек», вроде панических атак, депрессий, эмоциональной нестабильности и тревожности.

Короче, этот опыт самостоятельного избавления от множества психологических проблем и сопутствующее развитие личности сделали возможным этот сайт, который вы сейчас читаете.

Что касается дефицита внимания, я подробно объясню что это такое. Я не собираюсь пугать вас какими-то диагнозами, вроде жили-жили, а тут, вдруг, выясняется что у вас какое-то заболевание или синдром с мудреным названием: «Спасибо вам, Николай!» — скажете вы. Нет, я, расскажу чем это может грозить, и вы сами сделаете вывод, опасно это для вас или нет.

Если вы давно читаете мой блог, то вы могли видеть статью про чувство скуки. Многие положения этой статьи схожи с той, которую вы сейчас читаете. Объясню разницу между хроническим чувством скуки и СДВГ, во избежании путаницы. Первое проистекает, в больше степени из каких-то личностных аспектов, наших увлечений, устремлений, привычек, тогда как второе больше относится к работе нашей нервной системы и закрепленных схем работы мозга.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость — вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

Плохая память и рассеянность внимания: что делать? Лечение

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

Функциональная рассеянность

Функциональная рассеянность способна возникать на фоне монотонной и однообразной работы у каждого человека. Так же она усиливается тогда, когда человек имеет нарушения сна, регулярные головные боли или определенные заболевания.

Не редко страдающий может чувствовать упадок сил и полную незаинтересованность в происходящих вокруг него событиях. Такую рассеянность можно приобрести с возрастом и часто мысли человека обретают расплывчатость, а ощущения не яркие.

Возрастная рассеянность

Симптомы нарушения концентрации внимания

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Девушка скучает во время презентации

Проявляется синдром у взрослых очень заметно. Иногда со стороны может показаться, что человек просто устал, не выспался или столкнулся с жизненными трудностями. Но близким известно, что он такой всегда, а его необычное поведение и состояние связаны с болезнью. Симптоматику при СДВГ можно разделить на несколько составляющих, каждая из которых включает особые признаки.

Концентрация

Первым симптомом синдрома является нарушение концентрации, проявляющееся во всех повседневных делах, работе и общении. Вместе с ним зачастую происходит полная потеря интереса ко многим явлениям, которые ранее привлекали больного. Нарушения включают следующие проявления:

  • Резкое отключение мозга от разговора или выполнения работы;
  • Частое отвлечение от выполняемых действий;
  • Отсутствие возможности нормально сфокусироваться на одном явлении или действии;
  • Нехватка внимания по отношению к малозначимым деталям;
  • Редкое завершение задач на 100%;
  • Невнимательность в разговоре, неспособность пересказать диалог.

В некоторых случаях этот симптом становится обратным. Тогда больной начнет испытывать сверхконцентрацию. Он будет погружаться в выполняемую работу так глубоко, что потеряет счет времени и перестанет обращать внимание на все происходящее вокруг.

Организация

Признаки дефицита внимания у взрослых приносят много проблем, в чем немаловажную роль играет неорганизованность. Она возникает практически у всех больных, оказывая негативное влияние на эффективность работы и успешность выполнения поставленных задач. Проявляться симптом может так:

  • Отсутствие времени на домашние дела;
  • Регулярное откладывание «на потом»;
  • Сложность начать или завершить дело;
  • Неспособность рассчитать время;
  • Забывчивость, потеря из головы даже важной информации;
  • Частый и вынужденный поиск мелких вещей (ключи, пульт и т.п.).

Такие люди всегда о чем-то забывают, не могут найти вещи, которые 5 минут назад сами держали в руках, опаздывают на важные встречи и страдают от постоянной нехватки времени.

Эмоции

Зачастую СДВГ сопровождается неприятными эмоциями. Взрослые испытывают чувство злости или расстройство, что связано с постоянными переживаниями. Они могут проявляться в виде следующих симптомов:

  • Неспособность контролировать эмоции;
  • Частое переутомление;
  • Раздражительность, перепады настроения, вспыльчивость;
  • Пониженная самооценка, обидчивость;
  • Ожидание плохих результатов;
  • Постоянная нехватка мотивации для выполнения разных задач.
Предлагаем ознакомиться  Схема печки барбекю из кирпича

Причины и лечение плохой памяти

Многие больные становятся закрытыми людьми, т.к. общение зачастую доставляет им эмоциональные трудности, а работа приводит к разочарованию. Они постоянно грустят, их мышление депрессивное, ожиданий положительных изменений нет.

Гиперактивность

Повышенная активность и энергичность становятся настоящей проблемой, т.к. человеку не удается сосредоточиться на одном деле, при этом он не способен сохранять спокойствие или сидеть на месте. Больной столкнется со следующими признаками синдрома:

  • Постоянная возбужденность, желание что-то делать;
  • Двигательное беспокойство, отсутствие усидчивости;
  • Тяга к рискованным поступкам и ярким впечатлениям;
  • Частая смена мыслей, стремление к многозадачности;
  • Быстрое наступление скуки при монотонной работе;
  • Сильная разговорчивость, надоедливость.

Человек с СДВГ практически не способен сидеть на месте. Он старается постоянно двигаться, берется за много дел сразу, часто разговаривает, а мысли в его голове очень быстро сменяются одна другой.

Импульсивность

Под импульсивностью понимают неумение контролировать свои слова и действия. Она является частью симптоматики при СДВГ и может доставлять массу неудобств, а также портить отношения с окружающими людьми. Зачастую больные даже не замечают неправильности своего поведения. Симптомы следующие:

  • Неспособность контролировать себя;
  • Резкие высказывания мыслей;
  • Перебивание собеседника;
  • Спонтанность опасных действий.

Некоторые больные ведут себя асоциально, из-за чего не принимаются другими людьми. Возможно развитие наркомании или алкоголизма, что связано с тягой к зависимостям и риску.

Основное преимущество человека не страдающего рассеянностью — умение сконцентрировать внимание на чем-то одном и удерживать его в течении необходимого времени. В противоположном случае, вся суть происходящего теряется, так как предпочтение отдается другим мыслительным процессам.

Сконцентрированный человек

Основными симптомами рассеянности являются:

  • поверхностное невнимание, не позволяющее уделять внимание только одной деятельности
  • периодический упадок сил
  • отсутствие интереса ко всему происходящему
  • бессонница
  • мигрени
  • постоянные отвлекания
  • не активная концентрация
  • тревожность
  • депрессия
  • психические расстройства
  • отсутствие полноценного отдыха

Человек, страдающий рассеянностью

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

  • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
  • Неусидчивость и небрежность;
  • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
  • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
  • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
  • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
  • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
  • Склонность к тревогам;
  • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
  • Нетерпеливость и навязчивость;
  • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
  • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
  • Не может заканчивать начатое;
  • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

На приеме у психолога

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Умственное переутомление при учебе

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность, которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

В неклинических случаях однозначно рекомендуется вести здоровый образ жизни, давать отдохнуть телу и духу при регулярных стрессах, менять род деятельности во время отдыха.

При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.

Вот несколько советов, как бороться с рассеянностью, как не допустить ее критического состояния, когда уже приходится прибегать к лечению. Рассеянности нужно объявлять войну. Дети нуждаются в этой сфере в помощи родителей. Людям, склонным к рассеянности, необходимо понимать, что с этой слабой областью нужно работать.

  • Научиться жить обдуманно и не спеша. Часто природой рассеянности является суета и торопливость.
  • Следить за ходом мыслей, последовательны ли они; их нужно организовывать, останавливая суетливость в голове и направляя ход мыслей в одно русло.
  • Нужно научиться одновременно заниматься только одним делом. Это — дисциплина.
  • Бороться с привычкой жить автоматически. Приучать себя планомерно класть вещи на свое место.
  • Запоминать трудные слова легче с помощью образных подсказок по ассоциации. Также не лениться делать
    «напоминалки», которые помогут жить более организованно, сохраняя приоритеты важности дел.
  • Не перегружать мозг; давать себе короткие паузы, чтобы ни о чем не думать.
  • Развивать наблюдательность, переводя взгляд от себя — на внешнее, устанавливая контакт с окружающим миром.
  • Нужна бдительность, когда приходит ситуация спешки, беспокойства, стресса. Сознательно говорить «стоп» панике или суете, успокаивать разум и выбирать правильный выход.

Все получится

Если есть трудность наблюдать за собой, и рассеянность не подлежит самоконтролю, то стоит обратиться к врачу для назначения индивидуального лечения рассеянности.

Ответственность каждого человека — следить за своим образом жизни: умению ли я отдыхать, не ленюсь ли в тренировке своей памяти и внимания, развиваю самоконтроль?

Предлагаем ознакомиться  Навес для машины своими руками

Для более эффективного результата важно выяснить индивидуальную причину рассеянности и постараться разобраться с ней вместо того, чтобы «воевать» со следствием проблемы. Тогда все получится.

Диагностика

Ультразвуковая допплерография

Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.

Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

  1. Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
  2. Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
  3. Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
  4. Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

  1. Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
  2. Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
  3. Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Методы избавления от дефицита внимания

Следите за собой

Вы должны выработать привычку следить за собой. Как это сделать? Следуйте рекомендациям, которые я дам ниже и такая привычка у вас появится. Она нужна не только для работы с СДВГ, но, например, для контроля эмоций и самопознания. Подробно эту тему я описал в статьях осознанность и во втором шаге своей программы саморазвития, вы можете прочитать эти статьи, после того как завершите эту.

Следите за положением своего тела и его членов. Если ловите себя на том, что начали вертеться на стуле или теребить что-то в руках, бросайте это, старайтесь сидеть спокойно. Внедряйте этот принцип в свою повседневную жизнь. Если вы ждете блюдо в ресторане, которое долго не приносят — сидите прямо, не ерзайте, руки держите перед собой на столе, кладите их ладонями вниз и старайтесь особо не двигаться.

Сразу говорю, что сначала будет сложно, когда вы попробуете выполнять эти рекомендации, вы почувствуете силу, которая распирает вас изнутри, заставляет двигаться и суетиться, это «энергия» СДВГ. Как будто вы пытаетесь загородить своим телом бурный поток воды и с трудом его сдерживаете. Ничего, потерпите, потом будет легче, поток постепенно, по мере вашего следования рекомендациям, превратиться в тонкий ручеек, а ваше тело, которое его загораживает станет шире и сильнее.

Одна из причин СДВГ — постоянное хаотическое блуждание в информационном пространстве. Такое блуждание, перескакивание с одного на другое, оставляет на нашем мышлении «слепок», так что мы уже не может сосредоточиться на чем-то другом. Поэтому нужно постепенно избавляться от этой причины. Организуйте свою работу в интернете таким образом, чтоб она не превращалась в перемещение со вкладки на вкладку.

Кстати, широкое распространение активности в соц. сетях, по всей видимости, является одной из причин СДВГ. Так как социальные сети, самой своей структурой организуют получение нами информации таким образом, что она потребляется нами маленькими и разнородными порциями, быстро и интенсивно. Почитали новости, зашли на страницу друга, одновременно запустили аудиозапись, опубликовали твит и все это за 5 минут.

Мозг тоже сильно утомляется и изнашивается от интенсивного поступления разной информации за короткий промежуток времени, также как желудок от усвоения кучи еды. Тем и вредны соц сети. Если вы проводите время в интернете, то лучше пусть информация в вас поступает бОльшими порциями и с бОльшим временным интервалом.

На это время отключите свои аськи и скайпы, чтобы на них не отвлекаться. И вообще, при использовании этих клиентов старайтесь не строчить туда друзьям по каждому возможному поводу, также, помните, что вы не обязаны отвечать туда сразу после того, как вам кто-то написал. Сначала завершите начатое дело, а потом пишите, если только не что-то очень срочное. Помните, когда вас что-то отвлекает от какого-то процесса, выполнение его идет с куда меньше эффективностью, это научный факт.

Читайте книги, не отвлекаясь на посторонние стимулы. Чем более книга скучна, тем лучше вы тренируете способность концентрировать внимание. Но многие скучные книги достаточно полезны, так что пускай это упражнение послужит вам также хорошим поводом для обучение новому, совершенствованию своих профессиональных и личных качеств.

Засекайте время, в ходе которого вы не должны отвлекаться, а только читать, пускай это будет час или два. Можете измерять это в количестве прочитанных страниц, как вам угодно. И пока это время не пройдет — никаких посторонних дел! То же самое относится к вашей работе, делам. Делайте все это, не отвлекаясь и засекая время на выполнение. (Перво-наперво дочитайте эту статью до конца, с короткими передышками, если нужно, но не отвлекаясь на внешние стимулы)

Удерживайте внимание на том, что вам говорят люди, учитесь слушать собеседника. Все это, по началу, очень сложно. Внимание будет постоянно уплывать в сторону, но пускай это вас не огорчает и не раздражает, просто, когда вы осознаете что вы отвлеклись, спокойно переводите внимание вновь на предмет концентрации. Медленно но верно ваша способность концентрации будет улучшаться.

В компании других людей не нужно говорить все что приходит вам на ум, перебивать и торопиться высказаться. Спокойно слушайте других до конца, старайтесь говорить по существу и по теме. Выдерживайте паузы прежде чем отвечать, обдумывайте свои ответы. Не нужно тараторить, держите ровную и спокойную интонацию.

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Предлагаем ознакомиться  Как получается мёд у пчел: описание процесса и особенности создания продукта, фото, видео || Откуда у пчел выходит мед

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Классификация, причины

однообразная монотонная деятельность, хроническое недосыпание, физическое и умственное истощение. Все это может послужить началу невнимательности. Если ничего не делать для своевременного решения эти проблемы, она может развиться в патологическую рассеянность. Еще одним основанием является психологическое заболевание, причиной которого может быть поражение мозга. В этом случае нужно медицинское лечение.

Проблемы с памятью случаются по разным причинам. У молодых и пожилых индивидуумов бывают травмы головы, сосудистые болезни, влияющие на работу головного мозга.

Образ жизни, полезные и вредные привычки, качество питания, все влияет на наши способности. Нарушение памяти в результате бесконечных попоек – естественный процесс. Первое, что надо сделать в этом случае, бросить пить.

Рассеянность в работоспособном возрасте бывает следствием заболевания. При ВСД у человека меняется ритм сердца, поднимается или понижается давление, появляются боли в области сердца, головокружение, близкое к обморочному состоянию.

Субъект, у которого вегетососудистая дистония, пугается за свою жизнь, начинает усиленно прислушиваться к своему самочувствию, внутреннему состоянию и становится рассеянным, теряет ориентацию в реальном мире, окружающем его. Приступы дистонии приводят к ослаблению внимания, бессоннице, способности концентрироваться на одном деле.

Этот вид рассеянности называется мнимой, когда человек сосредоточен на своем внутреннем мире мыслей и забывает о нормальном поведении во внешнем мире. Так профессор, постоянно обдумывающий свое открытие, «вместо шляпы на ходу, вдруг одел сковороду».

Существует ученическая рассеянность внимания у ребенка, низкая концентрация мыслей на одной задаче длительный отрезок времени. Ребенок страдает синдромом рассеянного внимания (СРВ) по причине высокой активности. Часто стремительный рост костей школьника не успевает справляться с развитием головного мозга.

Особенно у мальчиков, вырастающих за лето на 10 см отмечаются частые головные боли, повышенное внутричерепное давление. Эти негативные и болезненные ощущения мешают ученику сосредоточиться на усвоении новой информации.

К тому же давно отмечено, что на современных школьников обрушивают слишком большой объем информации. Поэтому, виновниками рассеянности подростков часто бывают некомпетентные учителя и равнодушные родители.

Учителя, неспособные правильно выстроить программу обучения, и родители, которые вместо моральной поддержки оказывают на ребенка устрашающее воздействие, наказывая его, ругая.

Мать, которая кричит на сына, так, что окна трясутся у всех соседей, не поможет ему решить задачу по математике. Она только даст понять, что не любит его. Ребенок расстроится, будет грустить. От этого его рассеянность только увеличится и память не улучшится.

Забывчивость и рассеянность, к которой склонны люди, перешагнувшие границу 60-65 лет, определяется естественным увяданием умственной деятельности. Однако, гораздо позже она посещает тех, кто учит иностранные языки, разгадывает кроссворды, собирает грибы в лесу, плавает в бассейне, танцует танго.

Многие ученые ставят под сомнения существование СДВГ. Причиной тому отсутствие точной возможности выявить болезнь у пациента путем проведения инструментальной диагностики, а также большая разница в количестве заболевших синдромом в разных странах. Тем не менее проблема является официально признанной, а дефицит внимания относят к коду F90.0 по МКБ.

Чаще всего СДВГ проявляется в детском возрасте. Ребенок кажется не таким умным, как сверстники, он не может выполнять все поставленные задачи и ведет себя странным образом. Взрослые же сталкиваются с такой проблемой очень неожиданно. Как правило, синдром все равно берет начало в детстве, но проявляется лишь спустя многие годы, когда на мозг человека оказывается серьезное давление со стороны работы, домашних обязанностей или проблем.

Классификация

Для СДВГ разработана отдельная классификация, которая отражает преобладание той или иной стороны болезни. Это помогает поставить более точный диагноз и назначить максимально эффективное лечение. Вид определяется на этапе диагностики. Всего их 3:

  • СДВГ-ДВ – симптомы ограничены дефицитом внимания или выражены только им, больной рассеян и забывчив, может выглядеть глупым даже при высоком IQ, работоспособность довольно низкая, зачастую появляется прокрастинация;
  • СДВГ-Г – симптомы сконцентрированы проявлением гиперактивности, больному трудно сидеть на месте, он может качаться на стуле или трясти ногами, часто отходит от рабочего места под разными предлогами ради физической активности, может раздражаться, т.к. отдохнуть ему тяжело;
  • СДВГ-С – симптомы носят смешанный характер, больному трудно фокусироваться на одной задаче, он часто отвлекается, забывает важную информацию, при этом у него всегда есть желание заниматься чем-либо физически.

Иногда врачи отдельно выделяют неуточненный вид СДВГ. Такой диагноз ставят, если не удалось точно определить все особенности заболевания. Зачастую он применяется для предварительных заключений.

Причины

Точные причины возникновения синдрома недостатка внимания у взрослых до сих пор остаются неизвестными. Однако ученым удалось определить факторы, способные спровоцировать развитие болезни. Они могут воздействовать на организм еще в период формирования плода, что станет причиной проявления СДВГ в будущем.

Основные причины следующие:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Негативное воздействие во время вынашивания плода (инфекции, лекарства, алкоголь, курение);
  • Факторы риска выкидыша во время беременности;
  • Хронические заболевания у матери на момент вынашивания;
  • Осложнения во время родов, кесарево сечение;
  • Несовместимость мамы и ребенка по резус-фактору;
  • Болезни у новорожденного;
  • Прием сильных лекарственных препаратов в первые годы жизни;
  • Неблагоприятная экологическая обстановка.

Если болезнь у взрослого есть, то спровоцировать ее пробуждение может регулярный стресс, связанный с серьезными нагрузками на психику. Поэтому очень важно дозировать выполнение тяжелой работы при малейших рисках наличия такого заболевания.

Лечение

Лечение рассеянности во многом зависит от причины, которая привела к ней. Если человек переутомился, ему надо отдохнуть. Если болен ВСД, сначала надо лечить дистонию. Когда причиной атеросклероза является сахарный диабет, надо что-то делать с этим.

Рассеянному ребенку должны помочь любящие родители и опытные учителя. Научить ребенка понимать информацию, а не зубрить ее. Тогда память не перегружается и внимание не рассеивается.

Препараты, улучшающие работу мозга:

  • Интеплан;
  • Ноотропил;
  • Глицин;
  • Пирацетам;
  • Пикамилон;
  • Танакан;
  • Аминалон;
  • Многие, улучшающие умственную деятельность.

Народные методы

Тертый свежий хрен с медом, тертыми лимонами отлично улучшает память. Пять ядер грецкого ореха растолочь в ступе и смешать со сливками.

Столовую ложку сухой мяты, смешать с таким же объемом сухого шалфея, залить половиной литра крутого кипятка. Настоять сутки, процедить, пить по 50 мл 4 раза в сутки за пол часа до трапезы.

Питание, диета

Рацион должен быть разнообразным. Но, если вы хотите улучшить память, отдавайте предпочтение:

  • сухофруктам;
  • печеному картофелю;
  • семечкам подсолнуха;
  • салатам из свежих овощей с оливковым маслом;
  • бананам;
  • грецким орехам;
  • свежим ягодам и фруктам;
  • горькому шоколаду;
  • творогу;
  • сыру.

Исключите из рациона алкогольные напитки, жареное, копченое, жирное, излишки сладкого.

Спорт, гимнастика

Для того, чтобы лучше снабжался кислородом головной мозг, легче запоминалась новая информация и прошла навсегда рассеянность, учитесь танцевать. Не стоит стремиться к олимпийским рекордам. Но ежедневные прогулки и легкая, посильная гимнастика помогут улучшить качество жизни.

Дети должны играть зимой в снежки, кататься на лыжах, летом ходить в бассейн, на футбол. Здоровый образ жизни помогает в любом возрасте сохранять работоспособность и не терять память.

Лечение рассеянности зависит от степени этого расстройства.

  1. Внутренние факторы. Органическое поражение мозга. Необходимость клинического лечения.
  2. Внешние факторы. Переутомление или болезнь.

В первом случае невнимательность рассматривается как психическое расстройство, которое может даже протекать с полным отключением памяти. Чаще всего такое случается по причине депрессии или тревожного расстройства. При этом диагнозе назначается медикаментозное лечение, прописываются антидепрессанты или ноотропные препараты. Параллельно оказывается помощь психолога по проработке эмоциональных ситуаций, если таковые имеются.

Второй тип расстройства внимания не требует серьезного медицинского лечения. Его можно назвать «порхающим» вниманием. Оно свойственно подростковому контингенту и людям преклонных лет. Такой вид невнимательности наблюдается у переутомленных или ослабленных болезнью людей. Их неспособное к устойчивой концентрации внимание порхает, как бабочка, переключаясь с темы на тему.

У обычных людей рассеянность внимания такого типа носит временный характер при условии борьбы с такой невнимательностью и причин, ее вызывающих. На эту патологию влияет временное понижение подвижности нервных процессов. В случае клиники такое происходит из-за мозгового кислородного голодания или церебрального атеросклероза. Чаще всего это происходит у людей старшего возраста.

«Как избавиться от рассеянности и плохой памяти? Что делать?» — часто задаваемый вопрос встревоженных пациентов, который они адресуют психологам. Их волнует, серьезное ли это заболевание, нуждается ли в лечении, и как бороться с рассеянностью. Часто такой тип невнимательности проявляется в невозможности концентрироваться и затруднении переключения внимания с предмета на предмет или с одного вида деятельности на другой.

Лечение СДВГ

Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.

Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Плохая память и рассеянность внимания: что делать? Лечение
Adblock detector